Доспехи монгольского воина и ситцы послевоенных лет: трофеи поездки в Бурятию

Пресс-релиз
Доспехи монгольского воина и ситцы послевоенных лет: трофеи поездки в Бурятию

Поездка Татьяны Трубниковой в столицу Бурятии оказалась щедрой не только на находки, но и на впечатления от самой дороги. «Сегодня по России можно смело путешествовать на машине: трассы ровные, чистые, заправки комфортные, с кафе и всем необходимым. Едешь по трассе: слева открывается Байкал с прозрачной водой, а справа тянутся березы и сосны в золотых красках осени. Сама дорога становится частью путешествия. Сегодня любой путешественник может сесть за руль и спокойно отправиться в поездку, наслаждаясь красотой, а не преодолевая трудности», — делится Трубникова. 

Одной из ярких точек на маршруте из Владивостока в Москву стал Улан-Удэ — город, где Татьяну Юрьевну ожидали редкие находки для коллекции «Жар-птицы». Здесь она приобрела несколько аутентичных воинских костюмов, созданных вручную монгольским мастером из Улан-Батора. Подобные доспехи — редкость даже в самой Монголии: каждый комплект собирается вручную, из десятков металлических пластин, пришитых по одной, и дополняется сапогами и шлемом. Этот же мастер изготавливал доспехи для знаменитого фильма Сергея Бодрова «Монгол» (2007), а один из его костюмов даже был преподнесен в подарок режиссеру Джеймсу Кэмерону.

«Эти костюмы с доспехами я давно высматривала, — признается Татьяна Юрьевна. — У нас в фонде есть подобные, сделанные для съемок "Золотой Орды", но они уже изрядно поизносились. Даже 3D-принтеры не способны точно повторить “чешуйки” доспехов. Мы устали искать в Москве мастеров, способных их восстановить. А новые костюмы кочевников, настоящие, монгольской работы, стоят дорого, ведь это ручной труд, почти ювелирный. Зато когда на них смотришь — сразу ясно, что перед тобой воин во всей красе. Два оригинальных доспеха монгольского мастера я все-таки приобрела для нашей коллекции».

Кроме доспехов, собрание «Жар-птицы» пополнилась бурятским шаманским облачением, несколькими бубнами и жалцанами (медными цилиндрами с буддийскими молитвами внутри). «Я постоянно беру ритуальные мелочи, которые нужны в работе киногрупп. Без них сцены, связанные с обрядами, будут неполными. В этот раз я нашла флажки, фонари, тканые панно — целый набор для оформления буддийского уголка», — рассказывает Трубникова.

Особая радость — ткани. В одном из магазинов Улан-Удэ Татьяна Юрьевна нашла современные российские материалы, где воспроизведены рисунки 40–50-х годов: мелкие цветочки, огурцы-пейсли, штапельные и шифоновые мотивы. «Я увидела — и сразу поняла: это то, что нужно. Такие ткани мгновенно переносят зрителя в послевоенные годы, когда каждая женщина мечтала о платье с маленьким цветочным узором. Я забрала все, что у них было в наличии, несколько рулонов, чтобы пошить размерный ряд послевоенных костюмов. И что приятно — наши производители делают качественные ткани. Другое дело, что нигде прежде я не встречала материалы с похожими репликами советских узоров. Ценное приобретение для нашего архива тканей».

Сама атмосфера города тоже поразила Трубникову. «В Улан-Удэ у молодежи свой стиль — совсем не такой, как в Москве. Бурятские девчонки невероятно красивые, с точеными чертами, но при этом половина подростков ходит в готическом образе: с белыми волосами, черными глазами, в ботинках и невообразимых штанах. Даже женщины постарше не стесняются яркого макияжа. Это совершенно особая энергия, свой ритм и краски города, которые сразу откладываются в памяти», — делится она.

Не обошлось и без неожиданных находок. На местной барахолке удалось купить старые медные тазы, в которых когда-то варили варенье. Обычно такие предметы уходят за 10–15 тысяч, но здесь цена оказалась символической: хозяин продавал их на вес металла. «Я давно охотилась за такими вещами. На экране они сразу создают нужное ощущение подлинности, а нам всегда важно сохранить бытовую достоверность», — объясняет директор киносклада.

Таким образом, поездка в Улан-Удэ принесла «Жар-птице» целую россыпь редких предметов — от монгольских доспехов до скромных ситцев с узорами из советского прошлого. И каждый из них теперь будет работать во славу отечественного кинематографа, помогая воссоздавать историю в деталях.

Рейтинг
Средняя 5 (1 голос)
Подготовлено пресс-службой киносклада «Жар-Птица»