Киносклад «Жар-птица» рассказывает истории иностранных компаний, занимающихся прокатом костюмов для кино- и телеиндустрии. Сегодня речь пойдет о крупнейшем в Великобритании семейном предприятии «Angels Costume».
В 1813 году Дэниел Энджел, молодой портной из Франкфурта, прибыл в Лондон, едва владея английским языком. Он устроился на работу смотрителем кладбища при лондонской синагоге.
Дэниел и его старший сын Моррис вскоре увидели, что многие из евреев, которых хоронили на новом кладбище, были обладателями завидных гардеробов. Предприимчивый Дэниел нашел способ убедить богатых вдов отдать ему одежду их умерших мужей. После этого он передавал костюмы и рубашки сыну, который их стирал, подшивал, а затем продавал «почти как новые».
Вскоре у отца и сына Энджелов открылся собственный магазин подержанной одежды, который предоставлял услуги тем, кто хотел качественные вещи по разумной цене. Здание лавки second hand располагалось в трущобах Сент-Джайлса. В том же районе вскоре стали появляться уличные развлечения для бедноты, так называемы «penny gaffs» (грошовые балаганы). Они стали предшественниками мюзик-холла и водевиля. Устраивая на улицах потешные представления, актеры репертуарных театров не только веселили публику, но и таким образом подрабатывали вне основного места работы. Интересно, что по правилам тех лет каждый актер сам обеспечивал себя костюмами и париками для участия в представлении. Профессии художника по костюмам еще не существовало.
Однажды в лавку к отцу и сыну Энджелам заглянул театральный актер, который неожиданно попросил костюм в аренду на три дня. С этого момента прокатный бизнес Энджела пошел в гору. Слух о фирме, выручавшей актерскую братию с костюмами, быстро распространился по Лондону. К Энджелам стали обращаться не только актеры. Знаменитый писатель Чарльз Диккенс заказал у компании костюм для любительской постановки. В архивах «Angels Costume» даже сохранилось письмо от Диккенса с подобной просьбой.
В конце 19 века в Лондоне стартовала программа по расчистке трущоб, в ходе которой был снесен квартал Сент-Джайлс. Вместо него появилось новое пространство Шафтсбериавеню, названной в честь графа Шафтсбери, чья родовая резиденция находилась неподалеку. Моррис Энджел построил на Шафтсбери авеню новое здание для семейной фирмы, которое и по сей день является штаб-квартирой знаменитого бизнеса «Angels Costume». Кстати, от тех первых немецких эмигрантов в семье Энджелов пошла традиция называть мальчиков исключительно Дэниелами и Моррисами. До сих пор компанией руководят потомки тех самых эмигрантов.
К 1880 году Моррис и его сын Дэниел (третье поколение Энджелов) открыли отдел по пошиву одежды на заказ. Качество и стиль создаваемых костюмов оказались столь высокими, что вскоре театральные менеджеры заказывали услуги ателье для своих постановок в Вест-Энде только у них.
Когда в начале ХХ века начала зарождаться индустрия кино, Энджелы предложили свои услуги и деятелям киноиндустрии. Их первым фильмом стал «Жилец», снятый в 1927 году, с невероятно популярным актером и певцом Айвором Новелло в главной роли, а режиссером выступил молодой и неизвестный британский режиссер Альфред Хичкок (до того, как он уехал в Голливуд).
Энджелы начали поставлять костюмы не только для кинокомпаний, но также и для самих кинотеатров, поскольку новые и крупные сети хотели униформу для своего персонала, для билетеров и швейцаров. Примерно в то же время фирма выиграла контракты на пошив одежды для персонала крупных гостиничных сетей Великобритании. Как считают эксперты, удачное местоположение ателье (в старом театральном квартале) сыграло немаловажную роль в успехе компании.
В конце 1920-х годов, после того как музей мадам Тюссо был уничтожен пожаром, Энджелы переодели все восковые фигуры и предоставили униформу и ливреи для персонала восстановленного музея. С 1940 по 1945 год «Angels Costume» поставляли парадную форму для Свободной французской армии и для «ENSA» — музыкальной труппы, разъезжающей с концертами по фронтам Второй мировой войны.
Спустя столько лет работы для киноиндустрии по обе стороны океана, специалисты киносклада «Angels Costume» одели актеров 35 проектов, получивших премию «Оскар» в номинации «лучший костюм». Они пять раз получали номинацию на европейскую кино премию BAFTA за лучший дизайн костюмов, включая такие фильмы как «Отель «Гранд Будапешт» и «Малефисента».
В 1992 году компания приобрела другой известный лондонский киносклад «Bermans & Nathans Ltd», что позволило увеличить коллекцию и площадь склада до 4 тысяч квадратных метров. А в 2002 году «Angels Costume» построили специальное здание площадью 15 тысяч квадратных метров, создав невероятную рабочую среду, охватывающую аренду костюмов, пошив одежды, зоны подготовки и примерки, комплекс офисов и более 12 км рядов вешалок к костюмами.
Самый старый костюм, который в компании все еще сдают в аренду, — это синее платье 1850 года выпуска. Материал, из которого оно сделано, очень тяжелый, поэтому его не сложно ремонтировать на протяжении стольких лет. Есть на складе и более древние предметы, например, крошечные туфли XVI века, но они предназначены только для исследований ученых. Взять их в аренду не получится.
Самый любимый сотрудниками костюм – платье для коронации королевы Елизаветы II, созданное «Angels Costume» для витрины лондонского универмага Harrods. Его же затем использовал Netflix в сериале «Корона». Об этом мы рассказывали здесь
Новые сотрудники киносклада «Angels Costume» проводят первые три месяца исключительно раскладывая вещи по местам, чтобы знать, где все находится. Ежедневно новички проходят мимо комнат, полных военной формы, полок с «гитлеровскими фуражками», и униформой полиции и скорой помощи или доспехов самураев из нержавеющей стали. Все тщательно маркировано и каталогизировано, вплоть до последней пуговицы или крючка с петлей. Правда, на сайте английского киносклада вы не найдете оцифрованых костюмов. Даже «Angels Costume» не под силу такие масштабы, к которым стремится киносклад «Жар-птица».
Стоимость аренды в «Angels Costume» начинается от 20 фунтов (порядка 3 тысяч рублей) за простые карнавальные костюмы для вечеринок. Исторические костюмы стоят дорого, но цены вы узнаете только по запросу. На сайте компании прейскурант отсутствует. Все калькулируется исключительно в стенах лондонского киносклада за закрытыми дверями.
Нынешний председатель компании Тим Энджел (настоящее имя Моррис) — гордиться тем, что уже пятое поколение Энджелов занимается этим бизнесом.
«Как только вы уберете семью из уравнения, это конец предприятию», — замечает Тим, перечисляя список ныне не существующих еврейских костюмеров.