Как оленьи шкуры попали в коллекцию киносклада «Жар-птица»

Как оленьи шкуры попали в коллекцию киносклада «Жар-птица»
Народы севера веками используют олений мех. Из него шьют абсолютно все: малицы, шапки, варежки, сапоги и даже нательные комбинезоны. И все потому, что, кроме красоты, оленьи шкуры имеют высокую степень теплозащиты и превосходят все современные материалы. Это уникальное свойство достигается за счет того, что каждый волосок представляет собой полую трубочку, внутри которой нет движения воздуха, из-за чего тепло сохраняется на протяжении длительного времени. В одежде из оленьего меха человек может даже спать на снегу и не замерзнуть. Благодаря все тем же трубчатым волоскам оленья шуба способна удерживать человека на плаву, если он упал в воду.
Восемь потрясающих оленьих шкур недавно пополнили коллекцию киносклада «Жар-птица». Татьяна Трубникова привезла их из путешествия по Мурманской области. Там она познакомилась с Еленой Семеновной Яковлевой — хозяйкой музея «Саамский берег». 
 
Музей под открытым небом располагался в 40 километрах от Мурманска, в селе Белокаменка. Елена – представительница коренного народа Севера – саами. 

Саамы – малочисленная этническая группа, живущая не территории четырех государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и в меньшей степени в России. До 2018 года Елена Семеновна возглавляла «Ассоциацию Кольских саамов». Занималась оформлением детских книг развивающего обучения, помогающих дошколятам изучать саамский язык.
 
В 2020 году Яковлева получила в пользование 32 гектара земли с видом на идущие в порт Мурманска корабли. Там она построила дом и куваксу – переносной шалаш саамов-кочевников, и стала устраивать для туристов однодневные экскурсии на берег губы Кулонга. Место стало столь популярным, что в 2021 году там прошли съемки фильма Юлии Крыловой «Мой север», где Яковлева снялась в массовке. 
— Эти оленьи шкуры мне подарил мой брат, оленевод. Мы их постели на лавки и украшали шкурами саамский шалаш, — рассказывает Елена, — но летом этого года срок аренды земли подошел к концу и нас вынудили покинуть это место. Вот и пришлось расстаться с оленьими шкурами. 
История с закрытием музея «Саамский берег» напоминает боевик с несчастливым концом. Лесная дорога, проходившая через территорию музея, подходила  прямо к воде. Ею пользовались крабовые контрабандисты, чтобы сгружать там партии нелегально краба. Многочисленные туристы, посещавшие этнографический комплекс, мешали этому теневому бизнесу. Начались угрозы. В апреле 2021 года Елену Яковлеву похитили и отвезли в заброшенный поселок Тюва-губа. 
 
— От меня потребовали  покинуть территорию, которую мне – саамской женщине – предоставило российское государство в безвозмездное пользование для традиционного проживания, — рассказывает Елена.  

Вступать в борьбу с браконьерами и ставить на кон свою жизнь Яковлева не стала. Ей пришлось свернуть свою деятельность и распродать имущество. Так эти восемь оленьих шкур оказались в нашей коллекции.  
 
Вы всегда можете узнать о наличии того или иного предмета в отделе реквизита по тел.: +7-964-721-17-08
Рейтинг
Голосов пока нет