В музее Казанской епархии, расположенном на территории знаменитого Богородицкого монастыря, 4 ноября открывается выставка «Патриарх Ермоген и его время». В экспозиции задействованы несколько церковных облачений, созданных художником по костюму Евгенией Досталь в 2009 году для сериала «Раскол», а ныне хранящиеся на киноскладе «Жар-птица».
— В этом году совпало несколько круглых дат, – рассказывает Оксана Иванова, руководитель пресс-службы музея, — 420-летие начало Смуты и 430-летие рукописи «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани», написанной святителем Ермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским. Кроме того, в 2024-м отмечается еще и 430-летие со дня освящения первого каменного собора, построенного на месте явления иконы Божией Матери. Наш музей несколько месяцев готовился к этому событию, поскольку собрать экспонаты было непросто. Отдельные предметы, как например, подлинную раму с праздниками в клеймах для Казанской иконы, созданную в Казани по личному заказу митрополита Ермогена, или конволют с ранним печатным изданием службы иконе из Национального музея Республики Татарстан, — мы конечно покажем посетителям. Но этого недостаточно, чтобы явить образ святого патриарха. Нам также хотелось продемонстрировать облачение святителя, и не только казанского периода, но и времени его пребывания во главе Русской Церкви как Патриарха Московского и всея Руси. Напомню, что в период Смуты именно патриарх Ермоген возглавил патриотическое движение и какое-то время фактически исполнял обязанности царя. Однако с его облачениями ситуация сложная. Во-первых, XVI век — давнее время, а ткань это то, что хранится хуже всего. Подлинных вещей, к сожалению, до наших времен дошло крайне мало. Во-вторых, период гонений на Церковь в советское время опустошил церковные хранилища и ризницы, практически все было изъято. Частично что-то можно еще отыскать в музеях Московского Кремля и Оружейной палате, но получить подлинные предметы облачений на выставку в Казань нам не удалось. На помощь пришла коллекция киносклада «Жар-птица», куда отправился специалист нашего музея. Он обнаружил там прекрасные работы Евгении Ивановны Досталь, созданные ею для многосерийной картины Николая Досталя «Раскол».
Как удалось узнать, это не первая выставка в которой участвуют кинокостюмы Евгении Досталь. Реконструированные ею исторические одеяния монахов, игуменов, пушкарей, стрельцов, казаков и поляков экспонировались в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике еще в 2013 году, а в прошлом были переданы в фонды музея на постоянное хранение.
Для выставки в Казани были отобраны: патриаршие ряса и мантия с куколем и еще один комплект облачения монаха, которые могли составлять повседневный гардероб святого Ермогена в конце XVI — начале XVII веков.
— Исторический костюм — главная сфера моих интересов как художника по костюму, — рассказала в интервью Евгения Досталь, — Я люблю работать с первоисточниками, заниматься исследованиями исторических материалов, выискивать какие-то детали, а потом все это воплощать в жизнь. Для работы над «Расколом» я подробно изучала религиозные облачения русского средневековья в Оружейной палате. А за тканями для костюмов дважды ездила в Турцию, поскольку в России нет таких гобеленовых орнаментов и набивных тканей. На окраине Стамбула мне удалось обнаружить фабричку, которая занималась производством тканей с историческими орнаментами. Их мы и привезли в Москву в трех чемоданах, которые арестовали на границе и дирекция картины потом три месяца вызволяла груз. Но все, к счастью, закончилось благополучно.
Подробнее об этой истории и других интересных случаях из профессиональной жизни художника по костюмам, мы расскажем в большом интервью Евгении Ивановны Досталь, которое выйдет в пятницу, 8 ноября на сайте киносклада «Жар-птица».
— Мало того, что с исторической точки зрения костюмы, созданные Евгенией Досталь, очень точные, они еще и очень редкие, — объясняет автор выставки Оксана Иванова, — позже в XVII веке, начался церковный раскол из-за чего сильно изменилась эстетика внешнего вида священнослужителей. Дораскольный стиль русского православия перекрыла другая волна, которая «вымыла» прежние традиции облачения времен патриарха Ермогена. А костюмы, созданные Евгенией Досталь как раз показывают то, что сегодня почти нигде не увидишь. И это настоящее чудо.
Экспозиция «Патриарх Ермоген и его время» продлится до 4 апреля 2025 года. Это значит, что на пять месяцев несколько костюмов с киносклада «Жар-птица» станут предметом восхищения тысяч посетителей казанской выставки.