Семейное фэнтези про соцсети «Василиса и хранители времени» вышло в прокат 3 октября. Главные роли сыграли Маша Кошина, Дарья Мороз и Сергей Гармаш, а режиссером выступил Павел Лунгин, известный по серьезным фильмам из 90-х, в числе которых «Луна-парк», «Такси-блюз», «Остров» и «Олигарх». Возможно поэтому, некоторые критики назвали историю «сказочным артхаусом».
Бюджет проекта составил 500 млн. рублей. За первую неделю проката картина собрала более 62 млн. рублей. Публика с интересом следит за противостоянием волшебника и его внучки Василисы с коварной злодейкой и бывшей воспитанницей деда Дашей.
В период промокампании в кинотеатрах зрителям демонстрировали семь оригинальных костюмов богов (хранителей времени), созданных известным художником по костюму Евгенией Панфиловой. Авангардные и запоминающиеся, эти уникальные костюмы скоро пополнят коллекцию киносклада «Жар-птица» и будут доступны для проката.
Мы выяснили, что костюмы для густонаселенной сказочной вселенной Павла Лунгина создавало сразу три художника. Помимо Евгении Панфиловой, на проекте работали Ксения Фассино и Анна Чистова. Придуманные ими образы героев тоже станут частью коллекции «Жар-птицы».
Мы попросили Ксению Фассино рассказать о том, как велась работа по созданию яркого облика главных персонажей «Василисы», а также актеров второго плана.
– Я работала на проекте практически с первых дней, сначала в роли ассистента Татьяны Патрахальцевой (она покинула проект), а потом подхватила его в том числе и как художник. Профессиональные обязанности между нами распределились следующим образом: Евгения Панфилова создавала фантазийные костюмы для героев волшебного мира богов «хранителей времени», а также костюм Деда Николая (Сергей Гармаш) для магической битвы с антагонистом. Костюмы для «современного мира тик-токеров» и заповедника «Оленевки», в котором живет Дед Николай и Василиса, создала Анна Чистова, а вот все костюмы для «Зимнего и новогоднего» эпизодов, в том числе исторического, создавала я. Среди них – щеголеватый Дед Мороз, маленькая Даша, а также костюмы для всех актеров массовых сцен, которых оказалось более двухсот человек! Стоит отметить, что в процессе съемок, художественные зоны ответственности смешивались, и мы работали единой и дружной командой. Например, костюм Алевтины (Агриппина Стеклова) на суде богов был полностью создан мной. Это касается и части современной одежды, и отдельных костюмов для Даши (Дарьи Мороз).
– Павел Лунгин – это режиссер, который четко знает, что он хочет увидеть на экране, но донести это до команды не всегда просто. Ведь не все можно выразить словами. Мне приходилось буквально по крупицам собирать детали пазла. Я часто записывала наши разговоры с режиссером на диктофон, чтобы потом еще раз переслушать их, отметить нюансы, из которых складывался желанный для Лунгина образ персонажа. По сути, это работа с ощущениями и впечатлениями, а не с чем-то материальным. Простой пример, костюм Деда Николая был вдохновлен портретом Ф. И. Шаляпина работы Бориса Кустодиева. Лунгин показал его мне и сказал: «Сделай мне из Деда Мороза такого Шаляпина». И это был единственный его комментарий.
В процессе съемок «лесной» части картины, в Карелии и под Петербургом, многие костюмы приходилось дорабатывать «в моменте». Одна из самых запоминающихся для всего нашего департамента вещь – широкополая шляпа из мусора для Василисы (Маша Кошина), которую мы собирали и пересобирали несколько ночей подряд. Павлу Семеновичу никак не нравилось как она выглядела, но от идеи шляпы из мусора отказываться не хотелось. Примечательно, что сверху на ней должна была крепиться толстенная селедка! (Ее наличие объяснялось особенностями сюжета) При этом шляпа проходила многочисленные краш-тесты, ведь главная героиня буквально врывалась в кадр в этой шляпе на лошади! Конструкция должна выглядеть натуралистично, но при этом быть крепкой, легкой и красивой (в процессе создания нас спас добавленный к ней шлейф). Вряд ли зритель подумает об этом во время просмотра, но шляпа Василисы стала для нас «задачей со звездочкой».
Работа любого художника – это не работа одного человека, а работа целой творческой команды. В процессе съемок (когда эскизы костюмов давно сданы, утверждены и реализованы) художник отличается от ассистента только степенью ответственности: с ним говорит режиссер, от него требуют результат, претензии тоже высказывают ему. Но в решении возникающих творческих вызовов, – важен каждый участник процесса, вне зависимости от его должности и иногда даже департамента. Я очень благодарна людям, с кем мы работали вместе: это Евгения Панфилова, Артем Пилипенко и Максим Горбунов, Алла Ситдикова, Елена Голикова, Лена Зверева, Света Погуляева и многие-многие другие коллеги.
После того как в начале ноября киносклад «Жар-птица» пополнит свою коллекцию костюмами из проекта «Василиса и хранители времени», мы подробнее расскажем о фактуре одежды и особенностях костюмов второстепенных героев. Будет интересно!