Машина с чудесами

Машина с чудесами

История происхождения отдельных костюмов киносклада.
 
В амбар на заднем дворе хозяин пустил лишь после того, как Сергей выкупил у него керосиновую лампу, которая, в общем то, была не нужна антиквару. Таких ламп в базарный день за тысячу едва продашь, а тут он выложил все полторы, чем и открыл себе путь к сокровищам. 

У собирателя старинных вещей свои методы и свои правила работы с людьми. Сергей К. давно в этом бизнесе, больше 30 лет. Еще недавно он по нескольку раз в год отправлялся в экспедиции по старым деревням Архангельской области, чтобы поскрести по сусекам. 
 
— Раньше за день можно было машину чудесами нагрузить, а сейчас в лучшем случае за неделю, и то, если повезет. Многое выгребли, у людей мало что осталось интересного, — сетует антиквар из Каргополя. 
 
Его метод прост — нужно приехать в деревню и разговориться с первым встречным. Объяснить цель визита, показать документы. Иногда он говорит, что  выкупает вещи для краеведческого музея. И в этом он не сильно кривит душой. К нему в лавку наведываются и музейщики, которые покупают что-то для своих фондов. «За годы работы мы пристроили много уникальных вещей в Каргопольские музеи, наши предметы и вещи есть в коллекции Музея сословий в Москве». Самим музейщикам некогда, да и не на чем мотаться по деревням, вести долгие беседы, уговаривать, упрашивать. А Сергей любит это дело. Столько историй наслушался, что они потом снятся ему. Хоть кино снимай! 

Ауткнтичная одежда XX века

После быстрого знакомства прохожий всегда кого-нибудь порекомендуют, бывает даже проводят до ворот какой-нибудь Марфы Васильевны, древней старухи, что в свои 90 сама копает огород. 
 
— Пару раз и я вскапывал грядки, дрова рубил, воды таскал… Пока работаю, беседую. Рассказываю, что ищу, какие вещи меня интересуют. Ко мне присматриваются, осторожничают. И лишь потом начинают что-то показывать. 
 
Сергей уверен, если эмпатии сразу не возникает, чтобы ты не говорил, как бы «гоголем» не ходил — все бесполезно. Выслушают, воды дадут напиться, и отправят восвояси. В его практике таких случаев уже давно не было. Сергей высокий, худой мужчина, с волосами цвета соломы и пытливыми голубыми глазами. Про такого психологи говорят «теплы тип внешности». Люди быстро находят с ними общий язык. А еще он быстрый в движениях и говорливый. Его речь с легким оканьем может мертвого уговорить.  Улыбка вперемешку с шутками подкупает хозяев подворьев, а щедрость, не свойственная большинству антикваров, — располагает людей. Он точно не проныра и не жлоб, он человек, чье искреннее любопытство вызывает доверие. 
 
— Полчаса мы лясы точили с одним дядькой. Я ему и про рыбалку, и про свою семейную жизнь рассказал, а он ни в какую. Дальше калитки не приглашает, — делится Сергей недавним приключением, — у меня уже во рту пересохло, а в машине, как назло, пустая бутылка с минералкой. Я возьми, и попросил воды. Говорю, если вы староверы, то давайте прямо из стеклянной поллитровой банки выпью, потом с собой ее заберу. У староверов же есть традиция выбрасывать или разбивать посуду из которой попил или поел чужак. А мужичок так усмехнулся, и рукой поманил. Я переступил порог, увидел на холодильнике три старые керосинки и говорю, что готов одну купить за полторы тысячи рублей. Тут же отсчитал купюры, а дальше началось самое интересное…

 

Хозяин пригласил на экскурсию по своей усадьбе. Обойдя хозяйственные постройки, собрав чугунки, да проржавелые ухваты, Сергей увидел амбар. «А там у вас что?» «Тряпье одно старое» — буркнул хозяин. «Так это мне и надо» — радостно произнес антиквар, у которого в магазине под это дело выделен целый отдел.

сарафаны, юбки, фланелевые рубахи

В углах амбара дремали старинные сундуки. Стоило «разбудить» один, как из него показались  сарафаны, юбки, фланелевые рубахи. Все то, что в начале ХХ века носили прабабки этой семьи. Кустарные вещи из домотканого льна с «пестрядью» — так местные называют декоративные вставки в мелкую клетку, ситцевые и сатиновые сарафаны, платья с  ручной вышивкой. Что-то в идеальном состоянии, что-то нет.  
 
— Я выкупил у них все. Даже сундук один согласились продать. На дне я потом нашел два государственных акта о раскулачивании семьи, — добавляет антиквар, — можете представить, что этой процедуре семью подвергали дважды: в 1918 и в 1933 году. 
 
Когда Сергей отправил видео своего «улова» руководителю киносклада «Жар-птица» Татьяне Трубниковой, сомнений не было: «Надо брать!». 
 
— В исключительных случаях, когда вещь оказывается подлинной, а у нас в коллекции, например, такого нет, или есть, но мало, — конечно, мы покупаем подобные вещи, — рассказывает Татьяна Юрьевна, — Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что Сергей действительно нашел для нас уникальные аутентичные костюмы, которые украсят любой фильм про русскую деревню или послужат образцами художникам по костюмам, что потом создадут на их основе одежду для персонажей своего проекта. 
 
Когда костюмы из Каргополя добрались до реставраторов киносклада «Жар-птица», начался процесс осмотра и сортировки. Для начала сарафаны, рубашки и юбки отправились в ручную стирку. Кроме того, было важно убрать «запах эпох», пропитавший ткани за те семьдесят лет, что они пролежали в сундуке в старом амбаре. Затем специалисты приступили к деликатной реставрации — штопке, подшиву, починке. 
 
— На одном сарафане заметны следы переделки. Похоже, что деревенская мастерица несколько раз его перешивала, делала вставки черного вельвета, пытаясь его осовременить. Нагрудный карман другой косоворотки украшен милым маленьким якорем — свидетельство позднего наслоения, вызванного желанием обыденную вещь сделать модной — комментируют наши специалисты. 
 
Спустя несколько дней, костюмам из Каргополя были присвоены идентификационные номера и они попали в общую базу нашей коллекции. Теперь эти вещи доступны для наших клиентов. 

Рейтинг
Средняя 5 (1 голос)