Когда родители подарили сыну-первоклашке фотоаппарат, они не предполагали, что Дима начнет снимать все подряд, а ночи напролет станет проводить в комнате с красным фонарем, проявляя отснятые пленки. Самым суровым наказанием для подростка считался запрет на работу с фотокамерой и, время от времени, мальчика лишали возможности заниматься фотографией. «Поведение у меня было отвратительное» – спустя годы признался Дмитрий.
Страсть к искусству разгорелась у него с новой силой, когда курсант санкт-петербургского военно-морского института радиоэлектроники волею случая оказался на съемочной площадке. В 1995 году Светлана Дружинина снимала в Петергофе сериал «Тайны дворцовых переворотов». «Наш взвод переодели в костюмы петровской эпохи, выдали муляжи мушкетов, и в качестве массовки поставили охранять Петродворец, – вспоминает продюсер, – процесс меня так увлек и захватил, что после очередной смены я подошел к Светлане Сергеевне и спросил, могу ли я быть полезен чем-то еще? Она позвала директора картины и сказала: «Вот, мальчик хочет помогать». Ничего другого мне не придумали, как убирать помет за лошадьми. И за тот месяц, что я пробыл на съемочной площадке, я по глазам лошади научился определять, когда мне нужно оказаться рядом с ее крупом, чтобы вовремя подставить ведерко».
Впрочем, однажды Светлана Дружинина все-таки дала курсанту Белосохову более ответственно задание, – заменить заболевшего актера. Нужно было подбежать в кадре к Сергею Шакурову и отрапортовать о попавшей в засаду коннице. Дмитрий отлично справился с одного дубля и эпизод вошел в окончательный монтаж фильма.
Опьяненный атмосферой съемочной площадки, курсант Белосохов не просто решил связать свою жизнь с искусством, он захотел получить профессиональное образование.
В 2002 году Дмитрий поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (факультет Аудиовизуальной техники), а после его окончания четыре года работал оператором. С камерой наперевес он объездил всю страну и получил огромный опыт работы в условиях постоянного цейтнота. Ценное качество для будущего продюсера.
Дальнейший путь в профессии складывался в «Амедиа» – крупнейшей компании по производству сериалов. С 2004 года Дмитрий Белосохов был директором таких проектов как «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Талисман любви», «Дорогая Маша Березина». К 2007 году набравшийся опыта кинодиректор уже козырял красным дипломом ВГИКа, в котором черным по белому было написано – «продюсер кинопроизводства».
Молодого и амбициозного специалиста из «Амедии» переманили конкуренты. В 2007 году Белосохова пригласили возглавить кинокомпанию «Телеальянс», которая занималась адаптацией западных кинопроектов и сериалов для российского зрителя. В 2009 году Дмитрий настолько уверенно чувствовал себя в кресле продюсера, что основал собственную кинокомпанию «Коннект Фильм» («Мы делаем то, что обязательно посмотрят» – официальный слоган компании). Желание производить детско-юношеское кино тоже родилось не случайно. «У меня подрастала дочь. И когда ее перестали интересовать исключительно мультики, вдруг выяснилось, что современному отечественному кино нечего предложить российским подросткам. В России есть контент уровня «Смешариков» и «Фиксиков», это от 3 до 6 лет, а дальше только – «Слово пацана». Середина выпадает. У нас даже возрастной рейтинг говорит об этом. Существует четыре основных показателя: 6+, 12+, 16+ и 18+. Всё! А что смотреть детям с первого по одиннадцатый класс? И это, на минуточку, 19 миллионов школьников! Поэтому наша кинокомпания обратила внимание на возрастной сегмент, о котором всем забыли».
Три года назад компания Дмитрия Белосохова всерьез взялась за возрождение детско-юношеских фильмов. Инициативу заметило и поддержало государство. 9 ноября 2024 года в Национальном Центре «Россия» на Красной Пресне Дмитрий Белосохов вместе со своими соратниками – президентом АНО «Центр развития киноиндустрии «Киностудия имени Кира Булычева» Эльбором Черновым и генеральным директором Первой национальной платформы детско-юношеского контента «КИНОСФЕРУМ.РФ» Николаем Дубовым, представили проект «День будущего».
Целью «Дня будущего» стало формирование дорожной карты на несколько лет вперед с отчетом о текущих достижениях детской киноиндустрии, планированием новых задач и конкретных сроков их реализаций. В программу «Дня будущего» также вошел флагманский проект Белосохова – киношкола «Ты – кадр», организованная на площадке детского лагеря «Артек» в Крыму.
В перерывах между презентациями, переговорами и премьерой «Мамы» – четвертого фильма киновселенной «Хронос» (по произведениям Кира Булычева), мы задали кинопродюсеру несколько вопросов.
Впечатляющая история вашего обретения профессии продюсера заставляет предполагать, что проект «Ты – кадр» (двойной смысл названия отлично считывается), тоже возник не случайно. Так ли это?
Еще будучи начинающим продюсером в «Амедиа», я прочел мемуары Джорджа Лукаса, в которых он рассказывал о том, как сборы от своего первого фильма он потратил на строительство ранчо – что-то вроде колонии для творческих людей, где он собрал талантливых коллег не только из США. Там были авторы из Японии, Кореи, Южной Америки. Там они проводили по полгода, занимаясь исключительно креативом. Собирались вместе за завтраком, обедом и ужином, обсуждали идеи, предлагали решения, проводили питчинги. Собственно, там и родилась идея продолжения «Звездных войн», проект «Индиана Джонс». Когда я об этом узнал, то загорелся идеей организовать нечто похожее у нас в России. Я мечтал, что у меня появится какая-то база, не офис в Москве, а «ранчо» где-то на природе, где будут жить творцы, мы будем вместе завтракать и обсуждать новые проекты, сценарии и т.д. Чудо произошло. Год назад мы организовали виллу в Крыму, в десяти минутах от «Артека» и там сейчас постоянно проживает наша группа. Мы ее назвали «Хронос», также как и киновселенную, которую делаем на основе произведений Кира Булычева. Эта вилла стала еще и первым киноотелем в России, куда можно приехать и не только переночевать, но и стать свидетелем настоящего кинопроцесса. Сегодня там уже идут съемки сериала «Ты не один». Само по себе место очень знаковое. Неподалеку находится сосновый бор, в котором снимали фильмы «Королевство кривых зеркал», «Буратино», «Кавказская пленница». Все это располагает для творческой работы... Кто-то приезжает на время, работая вахтовым методом, кто-то находится постоянно, но работа в «Хроносе» не останавливается.
Вероятно, проект «Ты – кадр» и был рожден во время одного из завтраков в «Хроносе» с видом на море?
Мы пришли в «Артек» с предложением собственной программы. Сначала защитили ее, опробовали, поняли как она работает. Всем понравилось. И теперь мы полностью закрываем все киношные истории в детском лагере. У нас есть кино кампус. Каждую смену из девяти артековских лагерей мы набираем киноотряды. В каждой группе порядка 30 детей и, судя по отзывам, наша воспитательная программа – это именно то, что помогает подростку сориентироваться в своих творческих наклонностях и увлечениях.
Расскажите, как работает эта программа?
Когда ребята приезжают в «Артек» они вообще не знают, что столкнуться с кинематографом. Мы специально это делаем, не рекламируем свою деятельность заранее. В этом есть положительный психологический эффект. Потому что в день приезда на смену, каждый выбирает именно то, что на данный момент жизни соответствует его желаниям. Кому-то интересен спорт, кому театр и журналистика, а мы предлагаем кино. Задача у нас следующая: собрать группу, обучить приемам кинематографа... То есть, мы не ведем никаких лекций, теоретических занятий, мы сразу садимся писать сценарий короткометражного фильма, и – «в поля». Все постигается на практике: ребенок сразу берет камеру, ему показывают как ею пользоваться, другому интересно заниматься музыкой и звуком, третий берет на себя функции художника по костюму, четвертый начинает командовать площадкой и т.д. Наша задача за 21 день создать короткий метр до 30 минут, и в финале смены показать кино всему «Артеку» в формате гала-премьеры, с красной дорожкой, аплодисментами, вспышками фотокамер, вручением дипломов. Все, как во взрослом мире.
Выходит, что этим проектом вы невольно воспитываете будущих кинематографистов?
Скорее, воспитываем в подростке творческое начало. Ребенку, который видел кино только на экране телевизора или в кинотеатре, невозможно дать основы киноискусства за 21 день. Наша задача не научить кинематографу, а заложить зерно творчества, культуры, искусства. Пробудить в человеке осознанный выбор. Возможно, это зерно когда-нибудь прорастет во что-то интересное, в то, что поможет обрести свободу самовыражения. Мы, скорее, занимаемся профориентацией с помощью введения в профессию. Наша команда показывает ребятам, как мы сочиняем (пишем сценарии), как снимаем, как монтируем и сводим звук, и как продаем кино. Маркетинг – важная составляющая современного кинопроизводства. У ребят есть уникальная возможность погрузиться в это на 21 день. Проект «Ты – кадр» не нацелен делать из всех кинематографистов, и я не говорю, что это самая лучшая профессия на земля, хотя лично для меня – это любовь всей жизни. Нет, я просто показываю обратную сторону киноискусства, то, из чего состоит процесс создания «великой иллюзии». Возможно, у кого-то, как когда-то у меня, когда я был курсантом, тоже это прорастет в профессию, которой готов отдать всего себя.
С другой стороны, показывая изнанку профессии вы, тем самым, избавляете ребят от иллюзорных представлений о киномире, в котором царят лишь слава и успех...
Знаете, как интересно. Когда мы в первый день встречаемся и рассказываем, что группе придется поделиться на разные кинопрофессии, тут и начинается самое забавное. Спрашиваешь ребят, кто хочет быть продюсером? Ни одной руки. А кто хочет быть оператором? Одна-две. Кто хочет быть драматургом? Тишина. Нам очень повезет, если мы найдем кого-нибудь пишущего... Зато когда спрашиваешь, кто хочет быть актером – лес рук! Вот тогда я и начинаю рассказывать, чем занимается продюсер, я говорю о том, что в наш век продюсерского кино, именно этот человек утверждает режиссера, оператора, и весь актерский состав. Вижу, что ребята уже задумались. Мысль работает: ага, значит, я, как продюсер, если что, могу себя утвердить на главную роль – думают одни. Смотришь, уже поднялось несколько рук, кто-то захотел быть продюсером. Тоже самое и про операторскую работу. Я скажу больше. Когда через пару дней ребята, которые очень хотели быть артистами, попадают на площадку и понимают, что им приходится повторять одно и тоже по 3-4 дубля, да еще под палящим солнцем, многие начинают считать профессию актера скучной и просят перевести их в закадровую группу. Многие действительно не сознают, какой это долгий и сложный процесс. Конечно, потом, когда они видят себя на экране на премьере, некоторые готовы ради этого «страдать» в жару и холод, учить текст, но понимание профессии у них появляется. И это очень здорово.
Судьбу своих воспитанников отслеживаете?
Безусловно. У нас есть собственная база наших выпускников, есть социальные группы, где ребята постоянно общаются, обмениваются идеями. Много тех, кто хочет снова попасть в «Артек» на нашу программу. У нас есть свои квоты, и два раза в год мы приглашаем самых талантливых ребят еще раз принять участие в проекте «Ты – кадр». Созываем лучших из лучших из прошлых смен. Еще мы проводим общероссийские и международные конкурсы. Ребята самостоятельно снимают фильмы и присылают их нам в отборочную комиссию. Самых талантливых мы премируем поездкой в «Артек» в одну из смен. Нередки случаи, когда те, что проходил у нас программу два года назад, приезжают на смены в качестве наставников. Только живут они уже не в «Артеке», а у нас на базе, но уже в качестве полноправных членов команды. Они помогают администрировать на площадке, занимаются с детьми в группах, а кто-то из выпускников даже начинает делать первые шаги в профессии. Например, продвигают проекты, которые они делали в «Артеке» как режиссеры или актеры. Включается мотивация рассказать о том, к чему ты имеешь непосредственное отношение. В этом есть особая прелесть, когда шестнадцатилетний подросток, у которого отсутствуют комплексы и страх перед высокими именами, начинает с упорством обзванивать все медиа-платформы – «Око», «Иви», «Старт», – и просит подозвать к телефону самого главного, чтобы предложить ему купить фильм, который он когда-то делал в рамках нашей программы в «Артеке». Кстати, таким вот образом, на «Око» было продано пара фильмов.
Кто финансирует проект в «Артеке»?
Мы работаем в Президентским фондом культурных инициатив и с Институтом развития Интернета. Это один источник финансирования наших программ, второй – это то, что зарабатывает наша кинокомпания от производства и проката фильмов, которые мы снимаем.
С технической стороны, насколько вам комфортно в Крыму?
История кинокрыма – очень богатая и славная. Мы помним не только культовые фильмы, снятые на полуострове, но и ялтинскую киностудию, и киностудию «Артек-фильм», которой в этом году исполнилось 60 лет. Отечественным кинодеятелям всегда нравилось работать в Крыму, поскольку на одном полуострове можно встретить и марсианские пейзажи, и найти Россию царских времен, и улочки Марокко и пустыню Египта. И все это в радиусе трехсот километров. Можете представить, что в 2015 году только в районе одной Балаклавы работало девять (!) съемочных групп. А за последние три года в Крыму было снято всего два полнометражных фильма. Я полагаю, что в скором времени ситуация должна измениться, все будет хорошо и Крым опять превратиться в Мекку для киногрупп. Мы уже несколько лет находимся там и я могу сказать, что на полуострове очень сложно с профессиональной инфраструктурой, логистикой, сервисом. Нам не хватает оборудования, реквизита, костюмов, декораций и тому подобного. Мы все время где-то что-то ищем, ассистенты художников постоянно ездят по местным барахолкам, по каким-то рынкам и вернисажам, пытаясь найти необходимое для съемок. Мне кажется, что «Жар-птица» могла бы справиться с этой задачей лучше остальных и организовать на полуострове свой филиал. К тому же, какой прекрасный выход – перевезти туда то, что уже не помещается в Москве.
А как вы оцениваете интерес московского правительства к делам кино?
Очень здорово, что московское правительство обратило внимание на кино и организовало на территории Москвы кинокластер со множеством сопутствующих услуг и сервисов. Тебе нужны локации в городе, – ты идешь в кинокомиссию, нужны костюмы и мебель, – идешь в «Жар-птицу», требуются декорации старой Москвы или Петербурга – обращаешься в Москино, где эти декорации уже построены, приходи, работай! Это очень удобно. Ведь для продюсера время – это деньги. И он понимает, что сократив время поиска, он выиграет в несколько раз больше. К тому же, это сервис, за который не жалко заплатить. И третий фактор – гарантийные обязательства юридических компаний, которые несут ответственность. В частном порядке продюсер может просто попасть. Я помню, как в начале нулевых мы снимали в Крыму сериал, и мне нужно было привезти на площадку несколько карет и две лошади. Так вот, кареты мне привезли, а вместо лошадей доставили два осла. А у меня там куча звезд снималась! Раннее утро, все на площадке, готовые к съемке, в гриме, костюмах... И только лошадей нет. Почему так произошло? Потому что кто-то с кем-то договорился, вроде бы должны были приехать, но что-то там не срослось. И вот сто человек съемочной группы, два осла и я, на которого устремлены пытливые глаза членов команды. Выпутываться из ситуации пришлось мне... вместе с техническим персоналом, когда нас в буквальном смысле запрягли, чтобы таскать карету по пыльной дороге, а оператору пришлось так изловчился, чтобы лошадей не было видно в кадре. Сегодня с появлением таких структур как московский кинокластер, повторение подобных ситуаций исключено. Это же мечта продюсера, приехать на работу с одной банковской карточкой. Взял друга-режиссера, сценарий, прибыл на место съемки, а у тебя там целая команда и все организовано: локации, техника, свет, декорации, костюмы, реквизит. Ты только плати. Слушайте, на этом Голливуд построен! Из палаток в пустыне он превратился в огромную машину сервиса. Сейчас это фабрика по производству контента. И, в первую очередь, они тратят время на креатив, на создание качественного продукта, а не на ожидание осликов.
С какими еще инициативами выступает ваша компания?
За последние три года мы создали в Крыму 19 картин. Из них два полных метра, и 17 средних метра. Вообще, средний метр – это отдельная история. В российском законодательстве есть понятие короткого метра (до 25 минут) и полного метра (от 52 минут). И представьте себе, что картины с хронометражем в промежутке от 26 до 51 минуты, законодательство никак не регулируются. Они не имеют правового статуса и большинство кинофестивалей, работающих по государственным стандартам, просто не берут такие фильмы в программу. То есть, если автор считает, что его картина должна иметь хронометраж в 33 минуты и не секундой меньше, – он должен положить ее дома на полке и забыть о прокате. А если очень хочется показать кино, то ему надо подстраиваться под существующий формат – либо сокращать историю до 26 минут, либо увеличивать до полного метра. Два года назад мы стали «раскачивать» эту тему именно благодаря тем фильмам, которые создавали с ребятами в рамках программы «Ты – кадр». Сегодня наша кинокомпания выступила с инициативой о внедрении понятия «средний метр» в законодательную практику Российской Федерации. Я надеюсь, что мы пробьем эту инициативу и в результате это поможет развитию отечественной киноиндустрии, потому что хороших фильмов «среднего метра» довольно много. Их терять никак нельзя.
Имея за плечами многолетний опыт в кино, у вас теперь есть понимание, кто такой продюсер?
Все очень просто, продюсер это человек, который в любой момент может заменить на съемочной площадке любого: режиссера, оператора, гримера, актера... лю-бо-го!
Дата записи интервью – 12 ноября 2024 года
Дата публикации – 25 ноября 2024 года
При подготовке материала использованы фотографии из открытых источников и социальных сетей кинокомпании «Connect Film»